На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Кадр

188 подписчиков

Нужны ли правила в творчестве?

мне попалась эта статья в интернете.Я сохранила ее, но ссылки на нее потеряла..Приведу ее немного сокращенно..Это  о правилах..классических правилах фотографии..и всегда ли нужно придерживаться их..

 

 

Текст: Анна Пашковская
Фото: Павел Киселев

Павел Киселев — известный художник, фотограф, преподаватель Творческой школы при Международной Академии фотоискусства.

Человек, которому, кажется, удалось раскрыть формулу творчества.

– Павел, а что, научить делать творческую фотографию можно любого?
– До сих пор многие считают, что фотография – это лишь отображение реальности. Может быть, потому, что она создается при помощи технических средств. Такого мнения особенно склонны придерживаться те, у кого мышление рациональное, вербальное, левополушарное. Рационалисты, а их большинство, обязательно должны однозначно понять и объяснить для себя то, что видят. А художники и творческие люди мыслят образно, ассоциативно, эмоционально – правым полушарием. И им не требуется расшифровывать изображение, с помощью «костылей слов», по выражению Вилли Рониса. Почти пять лет преподавания в Творческой фотошколе убедили меня в том, что поменять типы мышления очень сложно. Наверное, для этого человек должен оказаться на грани жизни и смерти и начать новую жизнь… Но есть люди, у которых творческое начало как бы дремлет, и его надо лишь разбудить, – тогда можно получить потрясающие результаты.

Адам и Ева– И ваша задача – будить?
– Я давно занимаюсь фотоискусством, и пришел к выводу, что из всех природных человеческих функций, творчество – самая важная.. Мир начинает разрушаться без творческой составляющей.


– Это метафора?
– Это вселенский закон. Закон энтропии. Насколько помню из термодинамики (по первому образованию я – инженер электронной техники), он гласит: энтропия замкнутой системы всегда убывающая. То есть любая замкнутая система, если ее дополнительно не подкачивать энергией, разрушается. Этот закон действует во всем – даже в любви, в супружеских отношениях. Казалось бы, идеальная сложилась пара, но если ничего не предпринимать для того, чтобы отношения менялись, развивались, они начинают разрушаться.
Кстати, у Ошо прочел: слова «творчество», «любовь», «жизнь» надо воспринимать как глаголы, а не как существительные. Их первоочередное значение – движение, действие, процесс. Как только начинаешь считать эти понятия существительными, все останавливается.

из серии «Казантип»– В Творческой фотошколе есть любопытный курс – «Неправильная фотография». Цитирую: «для тех, кто способен к фотоавантюрам и провокациям».
– Да, это весьма популярный курс. Дело в том, что если снимать по классическим канонам, соблюдая описанные в учебниках правила композиции, цвета и тона, получается как будто дистиллят – пресная, спокойная и скучная открытка…

Так сложилось, что первый раз я читал курс лекций

(для руководителей фотоколлективов), еще будучи фотолюбителем в 1985 году. К тому моменту я уже лет двадцать как рисовал. Но все же у меня мелькнула мысль, что прежде, чем идти к слушателям, надо посмотреть в учебниках про композицию. Прочитал в очередной раз про «золотое сечение» – и сразу забыл, потому что эти знания бессмысленны. Все измышления о том, какой должна быть композиция, формат произведения, – вымученные. В основном эти правила были списаны с приемов разных мэтров, а тем просто удобно было так работать. В творчестве универсальных законов не существует. Кроме одного, но главного – закона этики, который, впрочем, относится не только к деятельности отдельного художника, но и ко всему вселенскому устройству.
Так вот курс «Неправильная фотография» о том, как, нарушая традиции и каноны, получать живую, эмоциональную, художественную фотографию.

из серии «Казантип»– И о том, что законы фотографии, как мы поняли, лучше вообще не знать.
– Скорее, их надо не знать, а чувствовать. Двигатель в твор­чест-ве – чувство гармонии. Не так давно (лет 20 назад) программисты проанализировали музыкальные шедевры известных композиторов и обнаружили, что они точно соответствуют математическим правилам. Вы можете представить, чтобы, например, Бах, Бетховен, Моцарт прежде, чем приступить к сочинительству музыки, занимались математическими штудиями?! Следование канонам замедляет или прекращает творчество. Поэтому люди творческие – это всегда революционеры.

– А в вашем творчестве что революционного?
– Сейчас мне более всего интересно изучение природы человека. Как космической сущности, а не как субъекта современной технотронной цивилизации. И результаты конфликта между биочеловеком и техночеловеком. Между первым и вторым в настоящее время сильнейшая конфронтация, этого, мне кажется, не нужно объяснять.

– Про вас, Павел, в прессе пишут совершенно разные вещи: что вы и талантливый документалист, и лирик, и фотограф, который живет выставками, и рекламщик, и мастер заказного портрета. Так кто вы на самом деле?
– Ни то, ни другое, ни третье. Документалистом я никогда не был, да и не хотел им быть. Я считаю, что фотография – это всегда манипулирование реальностью, начиная уже с момента, когда мы еще и камеру не поднесли к глазам, и дальше на всех этапах, заканчивая печатью и названием. Мы все пропускаем окружающую действительность через сложный фильтр нашего внутреннего «я», нашего сознания. И каждый из нас, – согласно своим представлениям и в силу своих возможностей, – либо строит доступными ему способами мир вокруг, либо его разрушает.

– Судя по вашим работам, вам интереснее снимать в «живых» интерьерах, чем в студии.
– В этом вопросе я согласен с известным фотографом Хельмутом Ньютоном, который сказал, что студия – это смерть для фотографа. При интенсивной студийной работе очень быстро начинаешь понимать, что фотографиям не хватает воздуха и жизни.
Я часто снимаю в нестандартных «студиях». К примеру, в мастерской соседа, похожей на лабораторию алхимика, с невероятным количеством очень «живых» вещей, – там я сделал серию «Коммуналка» и ряд отдельных фотографий. Есть серия «Попутчица», снятая за несколько поездок в купе поезда… Там прекрасный и дневной свет, и ночной, одного ночника. Жаль только его маловато. И проблема – теснота и уж очень трясет.

– Получается, что студия для вас – понятие весьма условное?
– Превратить в студию можно абсолютно неподходящее на первый взгляд помещение. Так маленькая ванна в моей студии, когда я повесил в нее два зеркала друг напротив друга и осветил их свечками, – трансформировалась в таинственное сложное пространство с зеркальным тоннелем. Красиво и очень бюджетно. А огни свечей, многократно отраженных в зеркалах, напоминают взлетную полосу в параллельные миры. Очень интересная площадка для фотометафизических исследований.
Кстати, и сама студия, если ее используют как творческую мастерскую, обычно рано или поздно превращается в некую метафизическую субстанцию, с присущими ей домовыми, добрыми и злыми феями, черными и белыми котами, стихийными полтергейстами… И начинает жить своей, иногда обособленной от художника жизнью.

Julia

наверх