АННА АНДРЕЕВНА. Так, верно, и Юрий Милославский ваше сочинение?
ХЛЕСТАКОВ. Да, это мое сочинение.
Признаюсь, название "слямзил". На сайте www.perecheek.narod.ru
есть несколько публикаций (одно - с этим названием), посвященных полузаброшенной ветке, ведущей от Выборга в центр Карельского перешейка. Двое ребят на велосипедах(!!!) проехали по ветке, по которой я собираюсь пешком.
Поскольку я, можно сказать, вырос в этих местах, а в те, 60-е, годы это еще были настоящие "медвежьи углы", и посреди лесов, на берегах озер, встречались не фундаменты, а целые финские хутора, и можно было полазить по ним, а вокруг земляника, смородина, яблони... и все как будто дышит недавним прошлым, и нас, пацанов, манит своей таинственностью... а позже в школьных учебниках мы читали про линию Маннергейма, а она же вот, почти рядом! вот это да!.. вот с тех времен, думаю, у меня и сохранился интерес к истории Перешейка...
Уже в 2000-е годы вышел прекрасный 9-томник Е.Балашова
"Карельский перешеек. Земля неизведанная", а также и другие книги этого автора; создан сайт по истории Перешейка ( www.kannas.nm.ru ), где частично помещены тексты.
Ближе к теме. Лето! Захотелось мне прогуляться по этой, наполовину разобранной, ветке Выборг - Мичуринское(Валкъярви). Совсем кратенько история ветки.
Началось строительство в 1925 году, а 1 января 1930 года вся ветка (70 км) была сдана. Финны планировали протянуть ее дальше, до станции Рауту (Сосново), и строительство велось, но помешала война.
После войны ветка полностью восстановлена не была. До прошлого года пассажирские поезда ходили от Выборга до станции Вещёво (Хейнйоки), 21 км, и только по будням, 2 раза в день, а с этого года пассажирское движение вообще закрыли.
В общем, место для прогулки что надо - красота, тихо, безлюдно...
Марафон по шпалам! Присоединяйтесь!
оо
7 июня, 5 часов утра, Петербург, станция Ланская...
Два часа в совершенно пустом вагоне - и мы на станции Лазаревка (Лииматта), что перед самым Выборгом.
Отсюда и начинается ветка.
Вот она! Старые деревянные шпалы... С километр пройдя параллельно магистрали Хельсинки-Петербург, ветка круто заворачивает влево...
Свернем немного в утренний лес, полюбуемся. Эх, наяву гораздо лучше!
Летний утренний "бр-р-р!", и соловей поет.
Как у Веллера в рассказе "Узкоколейка": "В чёртову дикую даль летела дорога..."
Оказывается, по шпалам идти совсем легко. Вот по городскому асфальту трудно - одну трамвайную остановку, и то в трамвай бы сесть...
Первая станция на нашем пути - Кархусуо (Медвежье Болото).
Никаких строений, никакого жилья...
Старые вырубки, болота...
...И вдруг среди них мелькнет домик захудалого садоводства
ЛЭП-500 - не простая линия
Километров семь уже прошли.
Кое-где у дороги сложены штабеля новых шпал, и я чувствую знакомый с детства и такой приятный запах... "Пахнет электричкой" - говорил я когда-то. "Пахнет электричкой" - значит лето, значит опять я еду в любимую мою деревню...
Свернем на минутку с дороги, поднимемся на небольшой каменистый холм.
"Усадьба" у деревни Перово (Перо).
Путепровод, а за ним - станция и поселок Перово.
Поля в Перово
По другой стороне дороги - настоящая цивилизация
Вокзальчик станции Перово. Полузаколоченный...
Сразу же за станцией - мост через речку Перовку
Речка Перовка. Пять минут передохнуть...
Снова дорога, снова шпалы... Идти стало труднее - путь здесь укреплен крупным гравием. И как здесь ехали на велосипедах авторы очерка о путешествии в Вещёво! Правда, они ныли, что колеса вязли, что порой приходилось слезать с байков, и было так жарко, и стали они искать лесные дороги, чтобы проехать до Вещёва, и въехали в деревню Осиновка, и плутали долго по этой деревне, и встретили лесорубов, которые были пьяны в дупель и не могли показать дорогу, и наконец проехали они остаток пути на поезде, на нём же и вернулись обратно в Выборг.
Но сейчас поезда н е х о д я т!
Это как будто и есть дорожка в деревню Осиновка (Пилппула).
После этих шпал идешь по ней - как будто катишь на велосипеде!
...Но нет добра без худа - дорожка вдруг заворачивает назад, пораллельно железке. Это не та дорожка!
Но нет и худа без добра - на такой полянке грех не устроить большой привал. Присаживайтесь!
Ландыши.
После привала идётся легко. Мы вернулись на ветку, ещё немного шпал - и вот от нее отходит еще одна дорожка, теперь уж точно - в Осиновку.
Стали встречаться кусты сирени - жильё близко!
Вот и жильё! Пожалуйте - ворота отперты...
Обычный дачный летний домик, брошенный не так давно.
Здесь даже разводили пчёл!
Вот почему те ребята всё говорили про "мёртвую деревню".
Людей они в ней не нашли, но на обратном пути в поезд села старушка, которая жила в Выборге, а свой домик в Осиновке летом использовала как дачу.
С тех пор прошло уже лет пять. Может быть, как раз этот дом...
Каменный двухэтажный дом! Как рассказала старушка, это бывшая школа, она же - клуб.
Подойдем поближе. Да-а...
Из дверей вдруг вылетела ласточка.
Типичная финская деревня, постройки далеко друг от друга, но домики (кроме бывшей школы) - всё летние, дачные. Даже ни одного финского фундамента не видно...
Жутковато... Идти по глухому лесу - это одно, а вот бродить по мёртвой деревне...
"Зона посещения". Миры братьев Стругацких.
Змеиное молоко! Дом явно брошен, и давно. Но на кольях забора, со стороны леса - дюжинв стеклянных банок, перевернутых вверх дном. Сейчас хозяйка выйдет и начнет консервировать огурцы...
Каменная скамеечка! И вряд ли финская - те знали, на чем надо сидеть.
Не иначе, зона посещения.
Игрушечный брошенный домик
Может, это лесорубы живут в том домике?
...Надо ведь и возвращаться! До Вещёва уже не успеем, но километров 35 за день всё равно намотаем. Хорошо бы посмотреть на станцию Осиновка.
Те ребята на велосипедах долго искали путь к станции...
Вот она, платформа Осиновка! Видно, здесь был разъезд.
Справа виден фундамент вокзала.
Посидим, благо комаров еще нет, и в обратный путь!
Ох, обратный путь и далек, и долог!
Прошли Перовку, станцию Перово, мост... Долго-долго не было Кархусуо, но миновали и её.
Шагаем по шпалам через одну, чтобы не опоздать на электричку.
И останавливаемся иногда у красивых березок.
Дорога плавно закругляется по радиусу... и вот Светофор!
Почему-то горит желтый...
Скоро выход на Хельсинкскую трассу, еще километр - и мы опять на станции Лазаревка. С полным рюкзаком впечатлений!
Надеюсь, вам понравилось!