На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Кадр

188 подписчиков

Забытая железная дорога

 

АННА АНДРЕЕВНА. Так, верно, и Юрий Милославский ваше сочинение?

 

ХЛЕСТАКОВ. Да, это мое сочинение.

 

Признаюсь, название "слямзил". На сайте www.perecheek.narod.ru

есть несколько публикаций (одно - с этим названием), посвященных полузаброшенной ветке, ведущей от Выборга в центр Карельского перешейка.

Двое ребят на велосипедах(!!!) проехали по ветке, по которой я собираюсь пешком.

Поскольку я, можно сказать, вырос в этих местах, а в те, 60-е, годы это еще были настоящие "медвежьи углы", и посреди лесов, на берегах озер, встречались не фундаменты, а целые финские хутора, и можно было полазить по ним, а вокруг земляника, смородина, яблони... и все как будто дышит недавним прошлым, и нас, пацанов, манит своей таинственностью... а позже в школьных учебниках мы читали про линию Маннергейма, а она же вот, почти рядом! вот это да!.. вот с тех времен, думаю, у меня и сохранился интерес к истории Перешейка...

Уже в 2000-е годы вышел прекрасный 9-томник Е.Балашова

"Карельский перешеек. Земля неизведанная", а также и другие книги этого автора; создан сайт по истории Перешейка ( www.kannas.nm.ru ), где частично помещены тексты.

Ближе к теме. Лето! Захотелось мне прогуляться по этой, наполовину разобранной, ветке Выборг - Мичуринское(Валкъярви). Совсем кратенько история ветки.

Началось строительство в 1925 году, а 1 января 1930 года вся ветка (70 км) была сдана. Финны планировали протянуть ее дальше, до станции Рауту (Сосново), и строительство велось, но помешала война.

После войны ветка полностью восстановлена не была. До прошлого года пассажирские поезда ходили от Выборга до станции Вещёво (Хейнйоки), 21 км, и только по будням, 2 раза в день, а с этого года пассажирское движение вообще закрыли.

В общем, место для прогулки что надо - красота, тихо, безлюдно...

Марафон по шпалам! Присоединяйтесь!

 

 

оо

7 июня, 5 часов утра, Петербург, станция Ланская...

 

Два часа в совершенно пустом вагоне - и мы на станции Лазаревка (Лииматта), что перед самым Выборгом.
Отсюда и начинается ветка.

Вот она! Старые деревянные шпалы... С километр пройдя параллельно магистрали Хельсинки-Петербург, ветка круто заворачивает влево...

 

Свернем немного в утренний лес, полюбуемся. Эх, наяву гораздо лучше!
Летний утренний "бр-р-р!", и соловей поет.

Как у Веллера в рассказе "Узкоколейка": "В чёртову дикую даль летела дорога..."
Оказывается, по шпалам идти совсем легко. Вот по городскому асфальту  трудно - одну трамвайную остановку, и то в трамвай бы сесть...

 

Первая станция на нашем пути - Кархусуо (Медвежье Болото).
Никаких строений, никакого жилья...

 

Старые вырубки, болота...

 

...И вдруг среди них мелькнет домик захудалого садоводства

ЛЭП-500 - не простая линия

Километров семь уже прошли.
Кое-где у дороги сложены штабеля новых шпал, и я чувствую знакомый с детства и такой приятный запах... "Пахнет электричкой" - говорил я когда-то. "Пахнет электричкой" - значит лето, значит опять я еду в любимую мою деревню...

Свернем на минутку с дороги, поднимемся на небольшой каменистый холм.

"Усадьба" у деревни Перово (Перо).

Путепровод, а за ним - станция и поселок Перово.

Поля в Перово

По другой стороне дороги - настоящая цивилизация

Вокзальчик станции Перово. Полузаколоченный...

Сразу же за станцией - мост через речку Перовку

Речка Перовка. Пять минут передохнуть...

Снова дорога, снова шпалы... Идти стало труднее - путь здесь укреплен крупным гравием. И как здесь ехали на велосипедах авторы очерка о путешествии в Вещёво! Правда, они ныли, что колеса вязли, что порой приходилось слезать с байков, и было так жарко, и стали они искать лесные дороги, чтобы проехать до Вещёва, и въехали в деревню Осиновка, и плутали долго по этой деревне, и встретили лесорубов, которые были пьяны в дупель и не могли показать дорогу, и наконец проехали они остаток пути на поезде, на нём же и вернулись обратно в Выборг.
Но сейчас поезда  н е  х о д я т!

Это как будто и есть дорожка в деревню Осиновка (Пилппула).
После этих шпал идешь по ней - как будто катишь на велосипеде!

...Но нет добра без худа - дорожка вдруг заворачивает назад, пораллельно железке. Это не та дорожка!

Но нет и худа без добра - на такой полянке грех не устроить большой привал. Присаживайтесь!

 

Ландыши

Ландыши.

После привала идётся легко. Мы вернулись на ветку, ещё немного шпал - и вот от нее отходит еще одна дорожка, теперь уж точно - в Осиновку.

Стали встречаться кусты сирени - жильё близко!

Вот и жильё! Пожалуйте - ворота отперты...
Обычный дачный летний домик, брошенный не так давно.

Здесь даже разводили пчёл!

Вот почему те ребята всё говорили про "мёртвую деревню".
Людей они в ней не нашли, но на обратном пути в поезд села старушка, которая жила в Выборге, а свой домик в Осиновке летом использовала как дачу.
С тех пор прошло уже лет пять. Может быть, как раз этот дом...

Каменный двухэтажный дом! Как рассказала старушка, это бывшая школа, она же - клуб.

Подойдем поближе. Да-а...
Из дверей вдруг вылетела ласточка.

Типичная финская деревня, постройки далеко друг от друга, но домики (кроме бывшей школы) - всё летние, дачные. Даже ни одного финского фундамента не видно...

Жутковато... Идти по глухому лесу - это одно, а вот бродить по мёртвой деревне...
"Зона посещения". Миры братьев Стругацких.
Змеиное молоко! Дом явно брошен, и давно. Но на кольях забора, со стороны леса - дюжинв стеклянных банок, перевернутых вверх дном. Сейчас хозяйка выйдет и начнет консервировать огурцы...

Каменная скамеечка! И вряд ли финская - те знали, на чем надо сидеть.
Не иначе, зона посещения.

Игрушечный брошенный домик

Может, это лесорубы живут в том домике?
...Надо ведь и возвращаться! До Вещёва уже не успеем, но километров 35 за день всё равно намотаем. Хорошо бы посмотреть на станцию Осиновка.
Те ребята на велосипедах долго искали путь к станции...

Вот она, платформа Осиновка! Видно, здесь был разъезд.
Справа виден фундамент вокзала.
Посидим, благо комаров еще нет, и в обратный путь!

Ох, обратный путь и далек, и долог!
Прошли Перовку, станцию Перово, мост... Долго-долго не было Кархусуо, но миновали и её.
Шагаем по шпалам через одну, чтобы не опоздать на электричку.
И останавливаемся иногда у красивых березок.

 

Дорога плавно закругляется по радиусу... и вот Светофор!

Почему-то горит желтый...

Скоро выход на Хельсинкскую трассу, еще километр - и мы опять на станции Лазаревка. С полным рюкзаком впечатлений!

Надеюсь, вам понравилось!

Картина дня

наверх